Персональный сайт старшего воспитателя Архиповой Екатерины Брониславовны

Конспекты занятий

Тема: «Чудесная вода»

 

Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воды в процессе экспериментального опыта с водой; расширять представления детей об окружающем мире.

Образовательные задачи: Расширение представлений о воде, её свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о её роли в живой природе и жизни человека.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца; сформировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе.

Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.        

Активизация словаря: вода; эксперимент; свойства воды, отражение, растворитель.

Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, чтение  художественной литературы, эксперимент.

Развивающая предметно-пространственная среда: вода в пластиковой ёмкости, глобус, прозрачные стаканчики и баночки разных форм, геометрические фигуры, сахар, соль, акварельные краски, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.

Предварительная работа:

• Провести короткую беседу с детьми о значении воды;

• Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Мойдодыр» К.И. Чуковского

• Чтение сказки «Капельки на листочках»

• Дидактическая игра «Как течёт ручеёк»

• Познавательная игра «Форма воды?»

• Просмотр презентаций на тему: «Как и зачем нужно беречь воду»

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь -

В руках не унесёшь. (Глобус)

Воспитатель: 

- Кто знает, что же такое глобус?

- Ребята, как вы понимаете слово модель? (Ответы детей)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Что мы можем увидеть, рассматривая глобус? (Океаны, материки, остова)

- На глобусе, который такой же формы что и наша планета, изображена поверхность Земли. Мы можем увидеть, где расположена суша – метрики, острова, а где вода – океаны, реки, моря и озёра.

- Вода изображена синим цветом, видите как его много?

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

- Согласились бы с автором такого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

- А теперь расскажите, что вы знаете о воде? Какая она? Какого вкуса? Формы?

- Кому нужна вода? Зачем вода человеку, животным, растениям?

(Слушаем ответы и выводы детей)

Воспитатель фоном включает аудио запись с журчанием речья и читает стихотворение о воде.

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

Она в посёлках и деревнях,

В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы

Все наслаждаются тобой.

Цените воду, это важно,

С водой мы связаны судьбой.

- Как мы услышали в стихотворении вода необходима всем живым существам на земле, растениям, животным и конечно же людям.

- На нашей планете Земля вода бывает солёной, которая не пригодна для питья, и пресной. Как вы думаете, что такое пресная вода, что вы можете сказать о ней?

- Совершенно верно, пресная вода не имеет соли и её можно пить. Солёная вода в некоторых морях и океанах, её могут пить лишь морские жители. Каких морских жителей вы знаете? (Ответы детей)

- Люди не употребляют солёную воду. Нам подходит только пресная. В городах, где много живёт людей и необходимо большое количество воды, её очищают в специальных предприятиях, делая её чистой и пригодной для употребления. Питьевую воду нужно беречь. Как думаете почему? (Объяснения детей)

- Из-за ухудшения экологии, пресной воды становится всё меньше, поэтому её необходимо беречь. В реки выбрасывается большое количество мусора, они пересыхают и исчезают, глубокие реки превращаются в мелкие ручейки.

Физкультминутка

К ручейку мы подошли ( шагаем на месте)

Низко -  низко наклонились ( наклоняемся вперед)

Потянулись и умылись (делаем движения, будто умываемся)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

А теперь мы так свежи (делаем махи руками)

Дальше мы в поход пошли. (шагаем с высокими коленями)

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, хотели ли бы вы когда-нибудь побыть самыми настоящими исследователями? Сегодня мы с вами будем совершать самые настоящие эксперименты!

- Мы с вами исследуем свойства воды

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по местам.)

- Все готовы приступить к исследованию!

Опыт № 1. Какой формы вода?

На столе лежат фигуры. Воспитатель спрашивает, какой они формы? А вода имеет форму? Для этого возьмём узкую и широкую баночки и нальём в них воду. Видите, вода принимает такую форму, в которую её налили.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Ребята, когда идёт дождь, то мы видим лужи, они широкие и текучие. Но когда вода попадает в ямку, она принимает форму этого углубления. Если дождь идёт над полянкой, вода впитывается в землю, которая становится влажной.

Опыт №2.  Вода – растворитель.

Цель: вода принимает тот вкус, какой ингредиент в ней растворён.

- Ребята, какого вкуса вода?

- Если человек испытывает жажду, он пьет много воды. И говорит, какая вкусная вода. Но ведь вода не имеет вкуса, верно?

- Но вода у нас  очень необыкновенная, так как принимает тот вкус, какой мы пожелаем. Давайте сейчас превратим воду в сладенькую? Сейчас растворим в воде кубик сахара. Попробуем. Вода стала сладкая. А теперь в другом стаканчике сделаем нашу воду солёной как в океане. Посолили, теперь вода стала солёной.

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус.

Опыт № 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а в другом капнем краски. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с краской. Что мы обнаружили?

Вывод: если смотреть через стакан с прозрачной водой, рисунок видно отчётливо, а через стакан с краской не видно. Значит вода прозрачная, то есть не имеет цвета.

Физкультурная минутка

- Делать эксперименты дело не лёгкое. Самое время немножечко подвигаться и отдохнуть.

Вверх рука и вниз рука.

 Потянули их слегка.

 Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Опыт № 4. Вода может отражать предметы.

- Ребята приглашаю вас подойти ко мне. Перед нами ёмкость с водой. Давайте посмотрим внимательно на поверхность воды. Что вы в ней увидели (своё отражение)

- Это значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. А теперь проведём по воде, делая её поверхность мутной. Посмотрим сейчас? (изображение стало размытым и отражение исказилось)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Дети читают стихи, каждый по 2 строки.

Река, и озеро, и пруд

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться

И у ручья - воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

Плывут что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле…

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Итог занятия ( рефлексия).

- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Какой у воды вкус, цвет, запах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 января 2021 в 23:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.