Персональный сайт старшего воспитателя Архиповой Екатерины Брониславовны
Конспекты занятийТема: «Чудесная вода»
Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воды в процессе экспериментального опыта с водой; расширять представления детей об окружающем мире. Образовательные задачи: Расширение представлений о воде, её свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о её роли в живой природе и жизни человека. Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца; сформировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе. Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Активизация словаря: вода; эксперимент; свойства воды, отражение, растворитель. Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, эксперимент. Развивающая предметно-пространственная среда: вода в пластиковой ёмкости, глобус, прозрачные стаканчики и баночки разных форм, геометрические фигуры, сахар, соль, акварельные краски, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало. Предварительная работа: • Провести короткую беседу с детьми о значении воды; • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» • Чтение рассказа «Мойдодыр» К.И. Чуковского • Чтение сказки «Капельки на листочках» • Дидактическая игра «Как течёт ручеёк» • Познавательная игра «Форма воды?» • Просмотр презентаций на тему: «Как и зачем нужно беречь воду» Ход занятия I часть: Вводная (информационно-познавательная) Загадка: На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь - В руках не унесёшь. (Глобус) Воспитатель: - Кто знает, что же такое глобус? - Ребята, как вы понимаете слово модель? (Ответы детей) - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - Что мы можем увидеть, рассматривая глобус? (Океаны, материки, остова) - На глобусе, который такой же формы что и наша планета, изображена поверхность Земли. Мы можем увидеть, где расположена суша – метрики, острова, а где вода – океаны, реки, моря и озёра. - Вода изображена синим цветом, видите как его много? - Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться вода? - Согласились бы с автором такого стихотворения? Почему? (Ответы детей) - А теперь расскажите, что вы знаете о воде? Какая она? Какого вкуса? Формы? - Кому нужна вода? Зачем вода человеку, животным, растениям? (Слушаем ответы и выводы детей) Воспитатель фоном включает аудио запись с журчанием речья и читает стихотворение о воде. Вода в морях и океанах, В озерах, реках и прудах. Она в посёлках и деревнях, В больших и малых городах. Вода – бесценный дар природы Все наслаждаются тобой. Цените воду, это важно, С водой мы связаны судьбой. - Как мы услышали в стихотворении вода необходима всем живым существам на земле, растениям, животным и конечно же людям. - На нашей планете Земля вода бывает солёной, которая не пригодна для питья, и пресной. Как вы думаете, что такое пресная вода, что вы можете сказать о ней? - Совершенно верно, пресная вода не имеет соли и её можно пить. Солёная вода в некоторых морях и океанах, её могут пить лишь морские жители. Каких морских жителей вы знаете? (Ответы детей) - Люди не употребляют солёную воду. Нам подходит только пресная. В городах, где много живёт людей и необходимо большое количество воды, её очищают в специальных предприятиях, делая её чистой и пригодной для употребления. Питьевую воду нужно беречь. Как думаете почему? (Объяснения детей) - Из-за ухудшения экологии, пресной воды становится всё меньше, поэтому её необходимо беречь. В реки выбрасывается большое количество мусора, они пересыхают и исчезают, глубокие реки превращаются в мелкие ручейки. Физкультминутка К ручейку мы подошли ( шагаем на месте) Низко - низко наклонились ( наклоняемся вперед) Потянулись и умылись (делаем движения, будто умываемся) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) А теперь мы так свежи (делаем махи руками) Дальше мы в поход пошли. (шагаем с высокими коленями) II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) - Ребята, хотели ли бы вы когда-нибудь побыть самыми настоящими исследователями? Сегодня мы с вами будем совершать самые настоящие эксперименты! - Мы с вами исследуем свойства воды - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по местам.) - Все готовы приступить к исследованию! Опыт № 1. Какой формы вода? На столе лежат фигуры. Воспитатель спрашивает, какой они формы? А вода имеет форму? Для этого возьмём узкую и широкую баночки и нальём в них воду. Видите, вода принимает такую форму, в которую её налили. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Ребята, когда идёт дождь, то мы видим лужи, они широкие и текучие. Но когда вода попадает в ямку, она принимает форму этого углубления. Если дождь идёт над полянкой, вода впитывается в землю, которая становится влажной. Опыт №2. Вода – растворитель. Цель: вода принимает тот вкус, какой ингредиент в ней растворён. - Ребята, какого вкуса вода? - Если человек испытывает жажду, он пьет много воды. И говорит, какая вкусная вода. Но ведь вода не имеет вкуса, верно? - Но вода у нас очень необыкновенная, так как принимает тот вкус, какой мы пожелаем. Давайте сейчас превратим воду в сладенькую? Сейчас растворим в воде кубик сахара. Попробуем. Вода стала сладкая. А теперь в другом стаканчике сделаем нашу воду солёной как в океане. Посолили, теперь вода стала солёной. Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус. Опыт № 2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а в другом капнем краски. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с краской. Что мы обнаружили? Вывод: если смотреть через стакан с прозрачной водой, рисунок видно отчётливо, а через стакан с краской не видно. Значит вода прозрачная, то есть не имеет цвета. Физкультурная минутка - Делать эксперименты дело не лёгкое. Самое время немножечко подвигаться и отдохнуть. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) Опыт № 4. Вода может отражать предметы. - Ребята приглашаю вас подойти ко мне. Перед нами ёмкость с водой. Давайте посмотрим внимательно на поверхность воды. Что вы в ней увидели (своё отражение) - Это значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. А теперь проведём по воде, делая её поверхность мутной. Посмотрим сейчас? (изображение стало размытым и отражение исказилось) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Дети читают стихи, каждый по 2 строки. Река, и озеро, и пруд Всегда нас летом в гости ждут, В жару приятно очутиться И у ручья - воды напиться. Повсюду, всем вода нужна: Она и кораблям важна, Плывут что на морском просторе, Пшенице, спеющей на поле… И для людей, и для зверей Нет ничего воды ценней. Водой всем нужно дорожить, Ведь без нее нам не прожить! Итог занятия ( рефлексия). - Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились. - Как мы должны относиться к пресной воде? - Какой у воды вкус, цвет, запах?
19 января 2021 в 23:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.